В воронежском книжном клубе «Петровский» состоялся первый сольный концерт молодого музыканта Ивана Сухарева, уже получившего определенную известность как фолк-исполнитель, лауреат ряд ряда фестивалей русской народной песни. Далеко не все знают, что Иван умеет играть рок-н-ролл на гуслях и блюз на калюке (древнерусской флейте). Удивительно, сколько общего можно обнаружить у молодежных протестных субкультур и народной песенной традиции. Похоже, Россия была страной неформалов испокон веков и, судя по всему, остается ей до сих пор.
- Я не знаю, зачем показываю вам эти издевательства над русским фольклором, которые родились как шутка для узкого круга, - с легким кокетством описал свою программу Иван Сухарев.
Лукавит: во-первых, знает, во-вторых, не издевается. Выпускник Липецкого музыкального колледжа и преподаватель музыкальной школы в Терновке, Иван знает и любит народную музыкальную традицию. В минувшем октябре на фестивале «Родники Центральной России» он получил диплом как раз «за исполнительское мастерство в воссоздании эпических форм музыкального фольклора».
Но это уже давно совсем разные вещи - «народная песня» и «фольклор». Последний, при всем уважении к нему и к его исполнителям, - музейный экспонат. А народная песня трогает чувства и мысли ныне живущих. Попытки перекинуть мостик между ними, помочь песне, родившей в мире полей, лесов и деревень, переехать в мегаполис предпринимались многими. По-моему, наиболее удачные - у музыкантов, воспитанных на классике, но работающих в современной музыке - джазе или роке. Вспомнить хоть кларнетиста Сергея Старостина, освоившего множество народных инструментов (кстати, многое он почерпнул именно в Воронежской области) и умело использующего их в проектах, которые у нас называют «фолк-роком», а в остальном мире – «world music». Или джазового пианиста Леонид Винцкевича, записавшего недавно альбом совместно с народным хором.
Иван Сухарев ищет свою ноту, свою возможность вернуть традиционную песню в современное культурное пространство. По его словам, желание заниматься собственным творчеством окрепло после летнего лагеря «Культпоход-2011» (Сухарев в прошлом году стал одним из лауреатов областного конкурса «Культпоход») и знакомства с музыкантом Ярославом Борисовым, известного как лидер групп «Happy55» и «Другое дело».
Многое в первой сольной программе Ивана выглядит как эксперименты с непредсказуемым результатом. Он использует множество инструментов: флейту, рояль, калюку, гусли, гитару. Его фирменный прием - играть народные мелодии на флейте, одновременно аккомпанируя себе на рояле. Играть одновременно на гитаре и калюке невозможно, для этого нужно иметь четыре руки, поэтому гитара звучит в записи. «Какой бы инструмент он не взял, все равно блюз получается, - прокомментировал один из зрителей. Технически это неверно, но в большинстве композиций Сухарева присутствует блюзовое настроение - «когда хорошему человеку плохо».
Сильное впечатление производит контраст между сухаревским исполнением, его мягким высоким тенором, деликатным пощипыванием струн, легкой полуулыбкой – и содержанием композиций. Большинство песен общеизвестны: «Летят утки», «Иван да Марья», «Быстра реченька» - все мы слышали их бесчисленное количество раз. Но – не вслушивались. А они довольно страшные. Куда до них «экзистенциальному панку»!
Вообще, в русском песенном наследии веселого мало. «Досточка обломилась, сестра утопилась», «Мил уехал за Воронеж – не воротишь» - почти все посвящено беспомощности человека пред судьбой, невозможностью бороться с неожиданными и необъяснимыми напастями. Когда-то символом непредсказуемых разломов жизни был набег кочевников, потом – «царская воля», теперь трехтонный джип, который врезается в автобусную остановку. Даже песня о сборе урожая звучит как гимн торжествующей смерти: понятно, о каком серпе идет речь и какие колосья валятся.
Неким противовесом протяжному народному экзистенциализму кажутся частушки (они присутствуют в репертуаре Сухарева, хотя и исполняются под гитару), но и они далеки от «позитива» (воздержусь от цитирования, поверьте на слово). Частушки - как раз переход от сентиментальности к буйству. Жизнеутверждающим можно назвать некоторые инструментальные композиции Ивана, в который флейта и калюка звучат как шотландская волынка. При желании можно обвинить музыканта во всех грехах начинающих: не все удалось, одно «недокручено», другое недостаточно выразительно, но можно с уверенностью надеяться, что он найдет и баланс темного и светлого в своей теме, и способы его высказать.
Приятным сюрпризом стало участие в концерте музыкантов из «Культпохода-2012» - арфистки Анны Якубенко и виолончелиста Сергея Дедова. Они вместе с Иваном Сухаревым исполнили песню «Жители гор», написанную Анной по впечатлениям от летнего творческого лагеря в Дивногорье. Светлую и глубокую, хотя, на мой вкус, излишне прямолинейную и пафосную. Она перекликается с песней Алексея Рыбникова на стихи Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» («…Я уплываю, и время несет меня с края на край…). Если у молодых сочинителей такова уже первая поэма – нам есть чего ждать от воронежской сцены.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter